Русская Песня

Некоммерческий проект Сайт создан при методической поддержке Института русско-славянских исследований им.Н.Я.Данилевского

Клара Лучко




Народная артистка СССР (1985)
Кавалер Ордена «Знак Почета» (1950)
Лауреат Государственной премии (1951, за роль Даши Шелест в фильме «Кубанские казаки»)
Обладатель диплома «Человек года» (1965)
Лауреат титула «Женщина мира» (1996, США)
Лауреат титула «Женщина тысячелетия» (2000, Великобритания)





Клара Лучко родилась 1 июля 1925 года в украинском селе Чутове. 

Степан Григорьевич Лучко работал директором совхоза села Яковцы под Полтавой. Мама Клары — Анна Ивановна, была председателем колхоза, играла в передвижном украинском театре, и одно время пела с Иваном Козловским в церкви. Дочку Клару родители назвали в честь революционерки Клары Цеткин. 

О своем детстве Клара Лучко рассказывала: «Меня в принципе никто не воспитывал. Потому что мама работала председателем колхоза в одном селе, а папа был директором совхоза, но в другом. Я жи­ла с ба­буш­кой. Это была ма­ми­на родная сестра, но мы называли её ба­буш­кой. В ней бы­ло столь­ко юмора и доброты, что это заменяло мне всё, чем обычно взрослые стараются украсить жизнь ребёнка. Я с ней про­жи­ла почти всю свою жизнь. От неё у меня эта, как вы точно выразились, сердечная энергия. Я была замкнутой девочкой. Много читала, размышляла, думала, вела дневник. Очень любила кино и мечтала о сценической карьере с детства». 

Когда Степан Григорьевич поступил в пединститут, семья Лучко переехала в Полтаву, где Клара пошла в школу. Из—за высокого роста и нескладной фигуры одноклассники дразнили Клару «жирафой». В 6—м классе Клара влюбилась в девятиклассника. Для того чтобы привлечь его внимание, она даже прыгнула с парашютом с вышки, но никакого впечатления на ее возлюбленного это не произвело. «Зато благодаря такому поступку я испытала огромное наслаждение от полета», — признавалась позже сама Клара Степановна. А спустя много лет, когда актриса снималась в фильме «Карнавал», внук того мальчика, в которого Клара влюбилась в школе, стал ее сыном в фильме. 

В 1941 году Клара закончила седьмой класс, и после начала Великой Отечественной войны семья Лучко была эвакуирована в Казахстан, где Клара закончила десятилетку в городе Джамбуле. В школе Клара занималась в театральном кружке и мечтала стать актрисой. Из газеты она узнала, что Сергей Апполинариевич Герасимов набирал в Алма—Ате актерский класс. Родители Клары были категорически против выбора такой профессии — им хотелось, чтобы дочь стала врачом или юристом. Но обычно тихая и послушная Клара с твердостью заявила, что обязательно станет актрисой. 



Клара Лучко рассказывала: «Когда я оставалась одна дома, накручивала нагретым гвоздем волосы, надевала мамины туфли на высоких каблуках. И воображала себя Тамарой Макаровой. Однажды она приехала в наш город, выступала в Доме культуры, а потом, после вечера, я с подругами шла за ней, зачарованная. Вот это все — кино, школьная самодеятельность, случайная встреча с Тамарой Федоровной Макаровой, мое воображение, — наверное, и сформировало мою мечту стать актрисой». 

Несмотря на большой конкурс, Клара успешно сдала экзамены и была принята во ВГИК, в мастерскую В.Бибикова и О.Пыжовой. Вскоре ВГИКу разрешили вернуться в Москву, и Клара продолжила там обучение на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. 

Клара Лучко рассказывала: «Поступила во ВГИК, жила в общежитии, в ужасных условиях. Потом нашлась какая—то знакомая родителей из Полтавы, которая жила в Москве, ей написали про меня, и она разрешила мне жить у нее в Сокольниках. У меня там был свой диван! Но ехать из ВГИКа в Сокольники в десять вечера было очень страшно и долго — трамвай, метро, затем снова трамвай, и через два часа я добиралась до дома, а утром снова два часа до ВГИКа. Помню, еду зимой в трамвае из ВГИКа, вижу, сидит мужик и пристально за мной наблюдает, уже все вышли из трамвая, и мы остались одни, меня обуял жуткий страх — зима, темно и пустынно, и этот жуткий тип. Я на ходу выскочила из трамвая, когда уже закрывались двери, а мужик не успел за мной. Хорошо, что угодила в сугроб снега и не повредила себе ничего, бежала до самого дома с неимоверной скоростью. Жить было очень сложно, но так интересно!» 

Преподавательница по технике речи сказала Лучко, что, если она по—русски будет говорить с акцентом, то ее отчислят из института. Клара приложила необыкновенные усилия, чтобы исправить свое произношение. Она постоянно читала русские стихи, декламировала гекзаметры и огромные куски прозы. На экзамене преподавательница Мария Петровна Дагман была откровенно поражена успехами студентки. 

Клара Лучко рассказывала: «В общежитии в Лосиноостровском отключали свет и отопление, мы впотьмах ложились спать, затемно вставали, в институте чистили зубы — и радовались непрерывно. Мы сами сочиняли и сами играли этюды. Сергей Аполлинариевич говорил: «Если студент никак не проявит себя, будет безжалостно отчислен!» Однажды на урок мастерства пришла молодая женщина. Я осеклась на полуслове: кумир моей юности! Тамара Федоровна была даже красивее, чем в кино, пушистые ресницы, синие—синие добрые глаза. Наши необыкновенные учителя воспитывали каждого ученика как собственного ребенка. Помню шарж в стенгазете: за круглым столом студенты курса, и у каждого — лицо Герасимова или Макаровой. Т.Ф. видела, как мы плохо одеты, и иногда говорила: «По—моему, тебе нужно что—то добавить к платью. Приходи ко мне домой, поищем», — и находила деталь, украшение, отделку. Иногда нас приглашали студенты операторского факультета: «Сделаем классный портрет!» Меня посадили за стол, начали ставить свет. «Нет, у нее длинный нос выходит»; «Верхний свет тоже нельзя — лицо вытягивается». От обиды у меня слезы закипели: что они так разочарованно смотрят? Жалеют, что позвали? В это время вошел педагог: «Мальчики, подчеркнем—ка светом то, что у девушки в лице самое выразительное». При виде портрета у меня перехватило дыхание: девушка неземной красоты — неужели это я?! Скоро я получила диплом с рекомендацией: «Лучко — тургеневская героиня, ей подойдут лирические классические роли». 



Однако дипломная роль Клары Лучко была далека от тургеневских героинь. В 1948 году в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» она сыграла тетушку Марину. Утверждая свою ученицу на эту роль, Герасимов сказал Лучко: «Поскольку ты украинка, я тебе полностью доверяю — полопочи в фильме на своем». Как признавалась Клара Лучко, это было «ее, родное», и поэтому она легко вошла в образ. Ее ласковая, нежная Мария — в украинской вышитой сорочке стала олицетворением Украины. За эту работу начинающая актриса получила отличную оценку. 

Тамара Федоровна как—то сравнила Клару Лучко с петунией. Клара Степановна вспоминала: «Рядом со ВГИКом была клумба, и я попросила показать эту неизвестную мне петунию. И вижу — чахлый, засохший, несчастный бледно—сиреневый граммофончик, который пробивается из растрескавшейся земли. Я поняла, что мой педагог говорила о моем характере…» 



Вслед за своей первой картиной Клара Лучко снялась в фильмах «Три встречи» и «Родина капитана». Фильмы были неудачными, что очень разочаровало молодую актрису. Она задумалась об уходе из кино, но этому помешал счастливый случай. После окончания ВГИКа Клару Лучко пригласили работать в Театр киноактера, очень популярный в то время в Москве. Спектакли на его сцене ставили известные режиссеры, а играли в них свободные от съемок звезды отечественного кино. Однажды в театре появилось объявление о том, что Иван Александрович Пырьев будет читать сценарий новой музыкальной комедии «Веселая ярмарка». Клара Лучко вместе с другими актерами пришла на читку, где ее и заметил режиссер. Вскоре ее пригласили на фотопробы. В студию Клара пришла с большой неохотой. Она была уверена, что главных ролей ей не предложат, а сниматься в массовке она категорически не хотела. О том, что было дальше, актриса рассказывала: «Когда я пришла, уже и костюмы все разобрали. Гримерша сказала, что положено две косы, а у нее осталась только одна. 

— Ну, какая разница, — говорю я. — Я платочек сверху повяжу, и не будет видно, есть у меня коса или нет. 

Вдруг в гримерную входит ассистент режиссера Арто и говорит: 

— Лучко — к Пырьеву... Пойдемте. 

Меня привели к Пырьеву. Он посмотрел на меня и обратился к Арто: 

— Надо орденочки ей какие—то надеть. — И тут же мне: — А ну—ка сними платок... 

Я снимаю. 

— Что это такое? Почему у тебя одна коса? Что за небрежность? 

— Иван Александрович, — робко говорю я, — никто не виноват. Другой косы у гримеров не было. Ну какая разница... Я платок повязала... 

— Нет—нет. Тебе надо две косы... 

Арто получил нагоняй. Гримерша тоже. 

— Из—за тебя нам попало, — сказали они с обидой. 

Но я—то при чем... 

Арто повел меня в фотоцех. Фотограф командует: 

— Смотри вправо, голову влево, повернись сюда... 

И вот я сижу в такой позе — с кривой шеей, с куда—то заведенными глазами, а в это время открывается дверь и стремительно входит Пырьев. 

— Ты чего так сидишь? 

Схватил меня за голову, резко повернул. И фотографу: 

— Ты вот так ее снимай. Мне просто надо снять. Просто... Понял? 

Я думаю: боже мой, действительно он такой, как о нем говорят. Если вдруг меня утвердят, то, как я буду сниматься у него? Нет, я не смогу. Я крика и грубого отношения никогда не терпела». 



Спустя некоторое время Пырьев пригласил ее на кинопробы на роль молодой колхозницы Даши Шелест. Она снималась в паре с Владленом Давыдовым. Пробы были удачными, и Лучко утвердили на роль. Для картины «Веселая ярмарка» Пырьев собрал великолепный актерский ансамбль. В фильме снимались Марина Ладынина, Сергей Лукьянов, Владлен Давыдов, Владимир Володин, Борис Андреев и другие звезды отечественного кино. Клара Лучко была счастлива оказаться в такой компании. А Пырьев, о котором многие отзывались, как о диктаторе, оказался чутким человеком и хорошим психологом. Клара Степановна вспоминала: «Если я что—то не так делала, он как будто кому—то выговаривал, но я сразу все понимала». 

Картину снимали в совхозе—миллионере «Кубань». Это было известное на всю страну хозяйство. В совхозе как раз начиналась страда, и Пырьев, для того чтобы актеры лучше прочувствовали колхозную жизнь, заставил всех трудиться. Актерам пришлось работать на комбайне, сгребать зерно на току, но это лишь воодушевляло коллектив. Клара Лучко вспоминала: «Прекрасная природа Кубани: тополя, степь, воздух, пахнущий полынью, быстрая, с водоворотами река Кубань — это все казалось мне ну просто сказкой... Я помню, что просыпалась каждое утро и думала: я счастлива... И это состояние не покидало меня на протяжении всей картины...» 



Когда картину привезли на просмотр Сталину, она ему очень понравилась, но он посоветовал ее переименовать в «Кубанские казаки». Под таким названием картина и вышла в прокат, мгновенно завоевав любовь миллионов зрителей. Фильм «Кубанские казаки» буквально перевернул жизнь Клары Лучко. Никому неизвестная молодая актриса стала лауреатом Государственной премии и звездой всесоюзного масштаба. Особенно любили Клару Степановну на Кубани, где актрисе присвоили звание почетной казачки. А в городе Курганинске ей поставили памятник, представляющий собой сноп пшеницы, обвитый кинолентой, на которой написано: «Стела в честь великой актрисы Клары Степановны Лучко»… 

Клара Лучко рассказывала: «Перед съемками «Кубанских казаков» я случайно встретила во дворе «Мосфильма» Александра Петровича Довженко. Он шел с художественного совета, на котором утверждали наши пробы. Я еще не знала результатов. Александр Петрович сам меня остановил и сказал: «Девушка, вас утвердили на роль. Я хотел бы, чтобы вы оставались такой, какая вы есть»... Сейчас я понимаю, что он имел в виду: ведь в «Кубанских казаках» никакого особенного характера я не играла. Я играла просто себя в предлагаемых обстоятельствах. Когда картина вышла на экраны, я даже не предполагала, что произойдет со мной. По радио ежедневно передавали песни «Ой, цветет калина…» и «Каким ты был, таким остался…». А потом пошли письма. Мне писали тысячи зрителей, они смотрели фильм много раз и все песни знали наизусть. На меня обрушился шквал писем от женихов. Писали со всей страны, предлагали руку и сердце».



На съемках «Кубанских казаков» Лучко познакомилась с актером Сергеем Лукьяновым. В картине Лукьянов играл главную роль — Гордея Ворона. Рассказывают, что когда он впервые увидел в гримерке Клару Лучко, он воскликнул: «Я пропал!» Через год после выхода «Кубанских казаков» на экраны, они поженились, а в 1957 году у супругов родилась дочь Оксана. Вместе Лукьянов и Лучко прожили пятнадцать лет. Но у Сергея Владимировича было больное сердце, и в самом расцвете сил в возрасте 54 лет он ушел из жизни.



После «Кубанских казаков» Клара Лучко стала очень востребованной в кино актрисой. О своей работе с самыми известными режиссерами советского кино Клара Лучко рассказывала: «Ге­ра­си­мов учил нас, не подавляя сво­ей ли­ч­но­стью. Он ис­кал в каждом ин­ди­ви­ду­аль­ность, ста­рал­ся ее под­черк­нуть, и по­э­то­му все, кто учил­ся у Ге­ра­си­мо­ва, ста­ли ли­ч­но­стя­ми в ки­но. Юткевич — это ре­жис­сер—эрудит. В кру­гу ки­не­ма­то­гра­фи­стов — ак­те­ров, ре­жис­се­ров было не так мно­го лю­дей его уровня. При этом на съёмках он был очень мяг­ким и сговорчивым. Пу­дов­кин — сплош­ной тем­пе­ра­мент. С ним бы­ло не то, что тру­д­но ра­бо­тать — невыносимо. Он был вспыль­чив, не­тер­пе­лив, полон эмо­ций. С ним было очень не про­с­то. Но это был Пу­дов­кин, и мы его боготворили. Хей­фец — уди­ви­тель­но тон­кий ре­жис­сер, он ни­че­го не на­вя­зы­вал, толь­ко выска­жет ка­кое—то замечание, и ты уже понимаешь, что ну­ж­но де­лать. Он никогда не объяснял, не по­ка­зы­вал, просто да­вал сво­бо­ду ак­те­ру, а по­том выбирал то, что ну­ж­но для ро­ли». 

В 1952 году она вместе со своим мужем Сергеем Лукьяновым снялась в фильме Всеволода Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова». С этим фильмом актриса поехала на Каннский кинофестиваль, где произвела настоящий фурор. По поводу ее румянца журналисты даже заключили пари — естественный он или результат макияжа. А Пабло Пикассо и Фернан Леже были в восторге от русской красавицы, «похожей на свежую розу». 

В 1955 году режиссер Ян Фрид пригласил Клару Лучко на главную роль в картину «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии Уильяма Шекспира. Актрисе предстояло сыграть сразу три роли — Виолу, ее брата близнеца Себастьяна и Цезарио. Выбор режиссера вызвал всеобщее недоумение — как Лучко с ее украинским акцентом будет играть эти роли?! Однако Ян Фрид был непреклонен, и перед Лучко встала непростая задача. 



Клара Лучко рассказывала: «Против того, чтобы меня утвердить в съемках фильма «Двенадцатая ночь» возражали все: «Лучко?! У нее украинский акцент, как она будет играть Шекспира!» И все же Ян Фрид настоял, а после просмотра худсовет утвердил меня единогласно. Ассистенты предлагали дублеров, я умоляла: «Я все сделаю сама!» Тренер по фехтованию похвалил меня за волю к победе. А учитель верховой езды... Когда конь понес вниз, к татарскому кладбищу, у меня черный юмор прорезался: вот там меня и похоронят! Обошлось. Зато как кричал директор картины: «Ты знаешь, сколько ты могла бы нам стоить?!» Но в целом съемки «Двенадцатой ночи» шли великолепно. На Эдинбургском фестивале, где в роли Виолы помнили великую Вивьен Ли, я с тревогой ждала отзывов. И вот явился представитель Совэкспортфильма: «Клара, политическим деятелям на фотографиях отрезали уши, чтобы поместился твой портрет!» Я боялась: как начнут нас ругать!.. Это очень смело было, казалось мне, послать нашу картину в Англию на растерзание шекспироведам. А картина прошла с немыслимым успехом». 



«Двенадцатая ночь» получила великолепные рецензии, и в первую очередь — отмечалась игра Клары Лучко. Спустя 45 лет, в 2000 году в Кембридже определялись лучшие актрисы тысячелетия. Кларе Лучко были присланы медаль и сертификат «Женщина тысячелетия», где было написано: «Отнеситесь серьезно, потому что следующее награждение состоится лишь через 1000 лет». 



Клара Лучко рассказывала: «На протяжении всей жизни мне присуждали огромное количество титулов и регалий. И «женщина тысячелетия», и «женщина Америки», «женщина Индии», но я всегда смеюсь, получая эти награды. Это же нельзя воспринимать всерьез. Если я стала женщиной тысячелетия, то что же, во всем тысячелетии больше нет достойных женщин? Конечно, это просто условности, и относиться к ним надо соответствующе. Помню, был какой—то праздник, и один артист с серьезным видом заявил: «Но я же человек столетия!» На что я ему заявила: «Отодвинься от меня, ты не достоин быть рядом, потому что я женщина тысячелетия». Все расхохотались, а мужчина немного расстроился, но больше не петушился. Надо быть совсем несостоятельным, чтобы воспринимать все это серьезно». 



В 1957 году Лучко сыграла сложную драматическую роль в киноповести Адольфа Бергункера «Рядом с нами». Вместе с ней в главных ролях снялись Леонид Быков и Иннокентий Смоктуновский. Затем актриса сыграла роль певицы кабаре в историко—приключенческом фильме Владимира Саблина «Красные листья». Первоначально планировалось, что эту роль сыграет профессиональная оперная певица, а Лучко предлагали одну из главных ролей — Стасю. Но актриса прекрасно справилась с ролью. 

В конце 1950—х и начале 1960—х годов Клара Лучко снялась в картине Алексея Сахарова и Эльдара Шенгелая «Снежная сказка», фильмах Николая Розанцева «В твоих руках жизнь» и «Государственный преступник», военном киноромане Станислава Ростоцкого «На семи ветрах»… Работу в кино Лучко успешно сочетала с игрой на сцене Центральной студии киноактера. 

Жизнь актрисы и в профессиональном и в личном плане складывалась просто замечательно, но в середине 1960—х годов Сергей Лукьянов умер от инфаркта прямо на сцене. Кроме этого Лучко пришлось пережить период перехода на возрастные роли. 



Некогда популярную актрису стали реже приглашать на съемки. Но Лучко настойчиво продолжала работу в Театре киноактера, и соглашалась на любые предложения в кино. В 1970—е годы она с успехом снялась в комедиях «Опекун», «Дача», исторической драме «Гнев» и других картинах. Кинематограф заново открыл зрителям актрису, и все образовалось в ее личной жизни. Спустя восемь лет после смерти Сергея Лукьянова Клара Лучко в гостях у своей подруги, теледиктора Азы Лихитченко, встретила своего писателя и журналиста Дмитрия Мамлеева, который стал ее вторым мужем. Чуть позже ей поступило предложение принять участие в телесериале Александра Бланка «Цыган» по одноименному роману Анатолия Калинина. 



Когда решался вопрос о главной героине, автор твердо заявил: «Хочу, чтобы Клавдию играла Лучко». До этого Калинин видел актрису в Театре киноактера в спектакле по его книге «Суровое поле», и она ему очень понравилась. Правда, по сценарию главной героине было 40 лет, а Лучко было 54 года, но это не остановило авторов фильма. 

Запуск картины в производство зависел от пред­се­да­те­ля Ко­ми­те­та по ра­дио­ве­ща­нию и те­ле­ви­де­нию Ла­пи­на. Клара Лучко рассказывала: «Я до того не ви­де­ла его и не бы­ла с ним зна­ко­ма. Но мне ска­за­ли, что от не­го за­ви­сит за­пу­ск картины в про­из­вод­ст­во. Я по­зво­ни­ла его се­к­ре­та­рю, представилась — я ведь была уже известная актриса — и попросила назначить мне встречу с председателем Комитета. Мне перезвонили буквально через двадцать минут и пригласили приехать прямо сразу. Я при­е­ха­ла. Лапин очень вни­ма­те­льно выслушал меня и спро­сил: «Ска­жи­те че­ст­но, дей­ст­ви­тель­но ли это хо­ро­ший ма­те­ри­ал и мо­жет получиться хо­ро­шая кар­ти­на?» Я ему по­обе­ща­ла, что кар­ти­на бу­дет иметь ус­пех. «Я вам ве­рю», — ска­зал он, по­зво­нил в про­из­вод­ст­вен­ный от­дел и дал рас­по­ря­же­ние за­пу­с­кать в про­из­вод­ст­во». 

Лучко настолько ярко и естественно в результате исполнила роль Клавдии, что никто из зрителей даже не догадывался о ее реальном возрасте в момент съемок — 54 года. По сценарию же Лучко иногда приходилось играть 25—летнюю героиню. 

На роль цыгана Будулая пробовались многие актеры. Среди претендентов был даже Армен Джигарханян. Но Джигарханян не смог приехать на пробы, а остальные категорически не подходили. И тогда Клара Лучко вспомнила про молдавского актера Михая Волонтира, с которым она снималась в 1977 году в драме «Корень жизни». 



Едва выйдя на экраны, сериал мгновенно стал необыкновенно популярным. На Клару Лучко, как и во времена «Кубанских казаков», обрушилась лавина писем. Она вспоминала: «Зрительницы рассказывали мне, а вернее, моей героине, что у них не сложилась жизнь, что, увидев судьбу Клавдии, поняли, что они где—то были не правы, что нужно быть мудрее, ждать, верить, а они нетерпеливы. Наверное, фильм стоило делать хотя бы потому, что он заставлял людей задумываться над своей жизнью». 



Спустя шесть лет на экраны вышло продолжение сериала — «Возвращение Будулая», имевшее не меньший успех, чем его первая часть. «Я всегда знал, что их роман был только на экране, и поэтому старался не ревновать, — вспоминает Дмитрий Мамлеев. — Они были большими друзьями». 



Клара Лучко активно снималась в кино до середины 1990—х годов. Затем она отошла от кинематографа. Она словно не чувствовала своего возраста, оставаясь очаровательной и в 70, и в 75 лет. В 2002 году Клара Степановна выпустила книгу «Виновата ли я…» (по сценарию одноименного фильма, поставленному десять лет назад в 1992 году), а в начале 2005 года выпустила календарь, рассчитанный на три года вперед, со своими фотографиями в кино. 

Каждый день Лучко был расписан по минутам. Незадолго до смерти она закончила съемки в фильме Юлия Гусмана «Парк советского периода». Но озвучить роль не успела.

«Другая актриса не будет озвучивать роль Лучко, — категорически заявил режиссер. — Сейчас технически возможно сделать так, чтобы в фильме прозвучал голос именно этой великой актрисы». 

Клара Лучко скоропостижно скончалась 26 марта 2005 года. Причиной ее смерти стал оторвавшийся тромб. Клара Лучко была похоронена на Новодевичьем кладбище.



В 2010 году о Кларе Лучко был снят документальный фильм «Поздняя любовь». 

 


Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы: 

Текст интервью с Кларой Лучко, автор Г.Фрумкин
Текст интервью «Меня дразнили жирафой», автор Е.Бурцева
Текст интервью «Клара Лучко — из села Лучки», автор А.Салунов
Текст интервью «Я пытаюсь не потеряться в хаосе жестокостей», автор М.Минеева
Текст интервью с Кларой Лучко, автор Н.Мурга
Материалы сайта www.rusactors.ru
Материалы сайта www.peoples.ru 



Фильмография:


1948 Молодая гвардия
1948 Три встречи
1948 Родина капитана
1949 Кубанские казаки
1950 Донецкие шахтеры
1952 Возвращение Василия Бортников
1953 Вихри враждебные
1954 Большая семья
1955 Двенадцатая ночь
1957 Рядом с нами
1958 Красные листья
1959 В твоих руках жизнь
1959 Снежная сказка
1962 На семи ветрах
1963 Мелодии Дунаевского
1964 Государственный преступник
1965 Год как жизнь
1966 Дядюшкин сон
1966 Заблудший
1969 Похищение
1970 Море в огне
1970 Опекун
1970 Ференц Лист
1973 Дача
1973 Подзорная Труба
1974 Гнев
1975 Там, за горизонтом
1977 Корень жизни
1979 С любимыми не расставайтесь
1979 Цыган
1980 Ларец Марии Медичи
1981 Бедная Маша
1981 Карнавал
1981 Мы, нижеподписавшиеся
1982 Профессия - следователь
1983 Найди на счастье подкову
1983 Тревожное воскресенье
1984 Прежде, чем расстаться
1985 Возвращение Будулая
1985 Жил отважный капитан
1985 Непохожая
1985 Тетя Маруся
1987 Ваш специальный корреспондент
1987 Про любовь, дружбу и судьбу
1988 Однажды в декабре
1990 Войди в каждый дом
1991 Игра в смерть, или посторонний
1992 Виновата ли я - актриса, автор сценария
1992 Глаза
1994 Притча про светлицу
2005 Парк советского периода

http://chtoby-pomnili.com/