|
Александр Борисов
Родился 18 апреля (1 мая) 1905 года в Санкт-Петербурге в бедной семье, был сыном прачки и кухонного работника. Но его прирожденный талант, а также Октябрьская революция, помогли ему стать великим актером, сыгравшим главные роли в классических произведениях советского киноискусства. Подобных примеров было немало в советское время. И одним из них был, например, сосед и верный друг – сын дворника и горничной-служанки Василий Соловьев (Седой), ставший всемирно известным композитором.
В 1927 году окончил студию при Ленинградском академическом театре драмы, причем еще до поступления в студию участвовал в любительских спектаклях. В театральной студии Акдрамы его наставником был легендарный Юрьев – звезда петербургской сцены. От Ю. М. Юрьева Александр воспринял и навсегда сохранил тягу к чёткой психологической прорисовке характеров на сцене и на экране. От учителя Борисов унаследовал и осознанное отношение к любой роли как к законченному и отработанному моменту сценического существования в любом материале, будь то костюмная драма или современная бытовая комедия. При этом природная интеллигентность не позволяла артисту забираться на театральные высоты. Окончив студию при академическом театре драмы, был принят в театр-студию, а в 1928 году стал актером основной труппы театра, в котором оставался до конца жизни. Актёр, обладающий большой драматической силой, Борисов играл и комедийные роли, создавал острохарактерные образы. Поначалу его талант принадлежал только театру. О Борисове справедливо было бы сказать, что он без остатка отдал искусству свою на редкость музыкальную душу, обаяние человеческой непосредственности и простоты. Борисов исполнял романсы, песни и частушки (постоянный аккомпаниатор – известный гитарист Сергей Сорокин), в молодости выступал в музыкальном трио вместе с В. П. Соловьёвым-Седым. В 1937 году в его жизнь входит кино. Режиссер Чеслав Сабинский, снявший более 30 кинолент, пригласил Борисова на роль Петра Белова в своем новом фильме "Днепр в огне". После участия в фильме "Друзья" (1938) в кинематографической биографии Александра Борисова наступила длительная пауза. Причин для этого хватало. Кинорежиссёры ещё не успели оценить его возможности. Между тем началась война. На третий день войны, 24 июня 1941 года, к актеру Театра драмы им. Пушкина Александру Борисову примчался его давний друг композитор В. П. Соловьев-Седой и принес ему мелодию новой песни. Нашли баяниста, и в тот же вечер песня уже звучала из репродукторов над родным городом. Новая песня "Играй, мой баян" в исполнении Александра Борисова пришла на смену исполнявшейся до войны Марком Бернесом популярной песне "Тучи над городом встали". Борисов спел песню не сильным, но удивительно интонационно богатым голосом. Благодаря прекрасному первому исполнению этой песни Борисовым, не столько голосовым, сколько актерским данным исполнителя, первая лирическая военная песня Соловьёва-Седого получила отклик в народе, её поют и поныне. Вскоре Борисов был эвакуирован со своим театром в далекий Новосибирск. Во время войны Александру Борисову приходилось часто петь. Вместе со своим товарищем по сцене Константином Адашевским он исполнял перед сибирскими тружениками или фронтовиками призывные, язвительные, полные весёлого мужества куплеты и частушки. Большой популярностью пользовалась музыкальная передача новосибирского радио «Огонь по врагу», которую вели Адашевский и Борисов. Они создали на радио образы веселых бойцов-разведчиков Козьмы Ветеркова и Ильи Шмелькова. Эта радиопередача получила широкую популярность у слушателей. Возвращение Борисова в кинематограф состоялось только в 1948 г. В начале 1960-х годов он попробовал себя в качестве режиссёра, сняв две мелодрамы «Кроткая» (1960) и «Пробивной человек» (1978). Заслуженный артист РСФСР (1947). Народный артист РСФСР (1949). Народный артист СССР (1951). Герой Социалистического Труда (1981). Ушёл из жизни 19 мая 1982 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. http://www.kino-teatr.ru/ |
Музыкальная шкатулка
|